ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич

ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич
(5(17).10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. - 27.2(10.03). 1876, Иркутск) - философ и историк. Окончил Казанскую духовную академию. Нек-рое время был проф. рус. истории в Казанском ун-те. Увлекшись естественными науками, применил "естественно-научный" метод к своим исследованиям и стал рассматривать историю как "физиологический процесс". В 1863 г. Щ. издал "Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия (православного и старообрядческого)", в к-рых делает вывод, что в рус. народном уме преобладает "практичность", "реальность" и поэтому народу "при гуманистическом просвещении преимущественно необходимо реальное естественно-познавательное и жизненно-практическое образование". Объяснение причин, в силу к-рых рус. ум стал "практичным и реалистическим", Щ. дает в др. своем исследовании: "Общий взгляд на историю интеллектуального развития в России" (1868). Умственное развитие рус. народа, по его мнению, до настоящего времени прошло "две главные фазы". Первая фаза представляет собой тысячелетнее "физико-этнологическое" развитие непосредственно-натурального, умственного склада рус. народа под влиянием физических и этнических условий. В этот период из разнообразных племен складывается одна нация и вместе с тем из разноплеменных умственных типов и миросозерцании возникает один смешанный умственный тип и миросозерцание. Поскольку умственная жизнь рус. народа воспитывалась исключительно под влиянием физических условий, в ней прежде всего развивались органы внешних чувств, память и др. низшие познавательные способности; высшая, теоретическая мыслительность, научное и философское мышление оставались неразвитыми. Во второй фазе, или "научно-рациональном периоде умственного развития русского народа", возникает и развивается новый европейский интеллектуальный тип. Из народной массы выделяется, как зародыш нового умственного типа и поколения, "мыслящее меньшинство" и вырастает в новую, европейскую, "научно-рационально развитую умственную отрасль или породу, составляющую передовую генерацию в умственной истории России". В этом меньшинстве возникают проблески самобытной мысли и стремление к интеллектуальному "саморазвитию вне узких рам этнологических или национальных, на широкой и самой плодотворной почве общечеловеческого мышления, разума и науки". В работе "Исторические условия интеллектуального развития в России" (1868) Щ. обращает внимание на следующие исторические условия умственной жизни в России: 1) численное преобладание "темного" рабочего класса над образованным меньшинством; 2) влияние на интеллектуальное развитие земледельческого населения, преобладающего над населением городским, мануфактурным; 3) особенности экономических условий интеллектуального развития; 4) значение пространства рус. земли и путей сообщения в распространении способов интеллектуального развития; 5) интеллектуальное значение векового отсутствия заграничных путешествий и географических открытий; 6) влияние государственных начал - централизации, системы опеки, регламентации и крепостного права; 7) влияние различных патологических явлений нервной сферы рус. народа на характер, направление его умственной жизни, т. е. физиология народной мысли; 8) значение вековой умственной эксплуатации или исключения женщины из сферы общественной и умственной жизни и деятельности. Щ. приходит к заключению, что вековая физическая работа народа в непосредственной сфере природы не только естественно вела и ведет рабочий народ к "реально-умственному" развитию, но развивала и развивает в нем преимущественно такие интеллектуальные органы, к-рые являются существенными рабочими силами. Через органы внешних чувств, "реально познавательную деятельность зрения, слуха и осязания, и память зрительную, слуховую и осязательную" народ "копил" отдельные элементарно-конкретные впечатления, представления и знания. Этот первоначальный, элементарно-конкретный материал непосредственно-эмпирического миросозерцания выразился в "реальном, или природо-изобразительном, содержании и составе народного языка, в целом кодексе народных физических примет, большею частью суеверных, но частью и разумных, в своеобразных сенсуально-эмпирических представлениях и понятиях народной физики, метеорологии, астрономии, ботаники". Из-за преобладания деятельности внешних чувств теоретическому мышлению были отведены самые узкие границы. При господстве внешних чувств над мыслящим и познающим разумом, вместо идей чистого разума, вместо научно-философского, теоретического мышления развивался по преимуществу грубый физический эмпиризм, чему способствовали распространение и укоренение "византийского супранатуралистического умонастроения и миросозерцания". Все это привело к преобладанию в умственном складе народа сенсуального, чувственного над рациональным.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич" в других словарях:

  • Щапов Афанасий Прокофьевич — [5(17).10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ., ‒ 27.2(10.3).1876, Иркутск], русский историк и публицист. Родился в семье пономаря. В 1852‒56 учился в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью бакалавра. В 1856‒60 читал… …   Большая советская энциклопедия

  • ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич — (1831 76) российский историк, профессор. Труды по истории церковного раскола и старообрядчества, земских соборов 17 в., общины, Сибири …   Большой Энциклопедический словарь

  • Щапов, Афанасий Прокофьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Щапов. Афанасий Прокофьевич Щапов Дата рождения: 17& …   Википедия

  • Щапов Афанасий Прокофьевич — Афанасий Прокофьевич Щапов (17 октября 1831, село Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии 11 марта 1876, Иркутск) сибирский историк, публицист, писатель, философ. Родился в семье сельского дьячка и крестьянки бурятки. В 1841 поступил в… …   Википедия

  • Щапов, Афанасий Прокофьевич — проф. русской истории, магистр Казанской дух. акад., историк и публицист; † 27 февр. (? марта) 1876 г. {Половцов}  Щапов, Афанасий Прокофьевич (1830 1876) один из крупнейших русских историков, основоположник мелкобуржуазной концепции рус.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Щапов Афанасий Прокофьевич — (1831 1876), историк, профессор (с 1860) Казанского университета и духовной академии, в 1861 уволен за участие в Куртинской панихиде. Труды по истории церковного раскола и старообрядчества, земских соборов XVII в., общины, Сибири. * * * ЩАПОВ… …   Энциклопедический словарь

  • ЩАПОВ Афанасий Прокофьевич — (5(17). 10.1831, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ. 27.2(10.03). 1876, Иркутск)    философ и историк. Окончил Казанскую духовную академию. Нек рое время был проф. рус. истории в Казанском ун те. Увлекшись естественными науками, применил… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Щапов, Афанасий — Прокофьевич (1831 1876) российский историк, профессор. Автор трудов по истории сектантства и раскола, которые он рассматривал как проявление народного протеста против социального гнёта. В 1856 64 под влиянием Г. 3. Елисеева и С. В. Ешевского… …   Политология. Словарь.

  • Щапов, Афанасий — Афанасий Прокофьевич Щапов (17 октября 1831, село Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии 11 марта 1876, Иркутск) сибирский историк, публицист, писатель, философ. Родился в семье сельского дьячка и крестьянки бурятки. В 1841 поступил в… …   Википедия

  • ЩАПОВ — Афанасий Прокофьевич (1831 76), историк. Профессор Казанской духовной академии и Казанского университета. За организацию панихиды по крестьянам, погибшим при подавлении волнений в с. Бездна (1861), арестован, отстранён от преподавания и определён …   Русская история


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»